Феноменальный рывок в развитии социальной сферы на рубеже ХIХ-ХХ вв. был напрямую связан с огромной ролью частных пожертвований. За 52 года с 1863 по 1914 гг., через городское управление их поступило деньгами и имуществом на сумму около 39,3 млн. руб. (около $800 тыс. в переводе на современные деньги).
По законодательству, пожертвования могли приниматься от лиц, не состоявших под судом и следствием. Заявление о пожертвовании рассматривалось в городской думе, и после положительного голосования депутатов дело передавалось в городскую управу. Вслед за проработкой юридических и финансовых деталей, пожертвование ставилось на баланс города, приобретшего права собственника на капитал или недвижимость.
Для оптимального использования денежных средств сами капиталы оставались неприкосновенными и размещались на банковских счетах или обращались в ценные бумаги. На благотворительные нужды поступал ежегодно начисляемый с них доход, составлявший обычно от 4% до 5,5%.
Важную роль играл доход от лавок, пожертвованных городу Москве представителями купечества и расположенных преимущественно в Китай-городе. Средства, полученные от сдачи в аренду этих торговых помещений, употреблялись муниципальной властью на содержание благотворительных заведений и стипендии учащимся.
В период 1860-х – 1914 гг. частные пожертвования стали основным источником финансирования социальной сферы в городе. Московская городская дума и Управа приняли в 1866-1914 гг. 265 крупных пожертвований в размере не менее 10 тыс. руб. (10 тыс. руб. в пересчете на нынешние деньги составляет примерно $200 тыс.).
Подавляющая часть пожертвований исходила в Москве от предпринимателей и членов их семей, хотя среди благотворителей были также дворяне, крестьяне, мещане.
Важным стимулом для частной благотворительности стало разрешение в 1877 г. именовать заведения, капиталы и стипендии личными именами жертвователей или их родственников. И когда имена Алексеевых, Бахрушиных, Морозовых, Третьяковых были увековечены в сооружениях, воздвигнутых на их средства, то резко повышался престиж предпринимательских династий, и филантропическая деятельность становилась стереотипом поведения для городской элиты.
Современники утверждали: Ни в каком другом русском городе нельзя найти столько благотворительных учреждений, созданных на частные средства, как в Москве. Сотни тысяч ежегодно жертвуются московским купечеством на дела благотворения. Клиники, больницы, богадельни, приюты с каждым годом приумножаются в Москве .
Более 1 млн. руб. пожертвовали 11 человек: Александра Алексеева (вдова городского головы Н.А.Алексеева и племянница П.М.Третьякова), кожевенные фабриканты братья Василий и Александр Бахрушины, торговец бумажной пряжей Николай Боев, текстильные фабриканты Фрол Ермаков и Александра Коншина, представительница семьи сибирских магнатов Александра Медведникова, член правлений ряда банков и компаний Кузьма Солдатёнков, владелец Пассажа на Кузнецком мосту Гавриил Солодовников, текстильный фабрикант из Серпухова Константин Третьяков и крупнейший льняной фабрикант и коллекционер Павел Третьяков.
Благочестивые поступки, получали широкую общественную огласку. Крупнейшим благотворителям (например, Бахрушиным) было присвоено звание Почетный гражданин города Москвы , их портреты помещались в здании городской думы, управы, в финансируемых заведениях.
Что же заставляло людей жертвовать (при жизни или по духовному завещанию) нажитые с таким упорством деньги на общественные нужды – на поддержку призрения бедных, народного здравия, просвещения и культуры? Несомненно, мотивация прежде всего была религиозной – многие верующие следовали назиданиям почитаемого в России византийского мыслителя Иоанна Златоуста, который призывал воспользоваться богатством для милостыни и человеколюбия: Будем очищать свою совесть милостынею .
Немаловажным был фактор личного участия жертвователей в деятельности филантропических заведений. Некоторые лица попечительствовали одновременно над 2-5 учреждениями. Например, лично участвовал в работе пяти заведений Козьма Терентьевич Солдатёнков, пожертвовавший городу почти 2,5 млн. руб. на больницу (сейчас № 2 Боткинская).
Благодаря крупнейшим денежным пожертвованиям Москва смогла решить жгучие вопросы развития здравоохранения, общественного призрения и народного образования.