Отверженные женщины с малыми детьми ищут убежище в Новосинеглазово
Беременные и матери-одиночки, которые волею судьбы-злодейки остались без крыши над головой, находят пристанище вдали от городской суеты.
Просторный дом в поселке Новосинеглазово трудно назвать убежищем. В распоряжении женщин с трудной судьбой огромный холл с колоннами, красивой мебелью и ковровым покрытием на полу. В больших спальнях широкие кровати и колыбельки для малышей.
Имя хозяйки приюта Елены Гладких знакомо многим челябинцам, которые внимательно следят за новостями в городских СМИ. Ее приглашают на телевидение и на пресс-конференции, о ней пишут местные газеты и интернет-сайты.
— Я председатель Челябинской областной общественной благотворительной организации «Ты не одна». Такой статус мы получили семь месяцев назад, когда официально зарегистрировались, — рапортует Елена.
Фактически история организации началась два года назад. В 2008 году Елена родила дочку в роддоме ГКБ № 9. Сотрудники помогли собрать приданое для младенца. Но за воротами больницы ее никто не ждал, идти было некуда. Она не сомневалась: места для женщины с ребенком, попавшей в беду, в Челябинске нет. Выход один — оставить малыша в роддоме, хотя бы на время…
— Отчасти в сложившейся ситуации я виновата сама, — признает Елена. — Но когда на руках у меня оказался крохотный человечек, я поняла, что не могу жить, как раньше. Ведь теперь я в ответе за свою малышку. Эта мысль придала силы, заставила двигаться вперед.
Она нашла приют в одном из реабилитационных центров неподалеку от больницы. А вскоре у Елены появилась миссия: она стала призывать женщин, готовых бросить младенцев в больнице, не делать этого.
— Добрые люди помогли арендовать четырехкомнатную квартиру на улице Свободы, — говорит Гладких. — Туда я приводила молодых мамочек, попавших в безвыходную ситуацию.
Позднее,по словам Елены, некий добродетель безвозмездно предоставил «двушку» для временного убежища мам с малышами.
— В Челябинске очень отзывчивые горожане, — замечает моя собеседница. — Как только про нашу организацию напишут статью или покажут сюжет по телевизору, сразу появляются добровольные помощники: бабушки приносят варенья-соленья, творог, молочко, молодые женщины дарят нам памперсы, детские вещи.
Не так давно приют для одиноких дам обрел новую жилплощадь и теперь располагается в бывшей бильярдной в Новосинеглазово. За аренду организации приходится ежемесячно платить 20 тысяч рублей.
По словам Елены, самой юной мамочке, которая нашла здесь приют, было всего 14 лет.
— Она пришла к нам на восьмом месяце беременности. Такая хорошая девчонка — громкоголосая хохотушка, без вредных привычек, — Гладких рассказывает историю, больше похожую на мыльную оперу.
Юная Джульетта влюбилась в 19-летнего Ромео. Избранник оказался сыном хозяйки магазина, в котором работала мать девушки. Когда плод тайных свиданий возлюбленных стал очевиден, в магазине разразился скандал. С работы выгнали мать Джульетты, а та, в свою очередь, выставила за дверь беременную дочь.
— Когда пришло время рожать, мы собрали вещи и отправили нашу девочку в роддом, — продолжает Елена. — На встречу юной мамы пригласили одного парнишку — он выступил в роли папы, принял малышку. А потом мы стали «бомбить» бабушку эмэмэсками с фотографиями внучки.
Как заявляет Гладких, она первым делом старается восстановить отношения своих подопечных с родителями или другими родственниками.
— Бабушка нашей Джульетты появилась в Новосинеглазово примерно через две недели. Обматерила меня, сказала, что я лезу в чужую жизнь, — говорит Гладких.
— На ребенка даже не взглянула. Во второй раз приехала со словами: «Пожрать привезла». Равнодушно постояла возле коляски и отправилась восвояси. Я уж совсем потеряла надежду на воссоединение семьи. Но через несколько дней бабушка вернулась. И мы все подстроили так, чтобы она осталась наедине с внучкой. Сказали, что нам надо срочно уйти на работу, а сами два часа гуляли. Возвращаемся, бабушка взволнованная, в слезах. После этого она впервые спокойно поговорила со мной, посетовала, что в доме нет ни кроватки, ни коляски. Я ее успокоила: «Да я вам вмиг все найду, от вас требуются только любовь и внимание».
По закону мыльного жанра история закончилась хеппи-эндом. Джульетта вернулась в родной дом. Смягчилось и сердце матери 19-летнего Ромео. Молодые сыграли свадьбу.
Преобразилась и личная жизнь Елены. Она вышла замуж — нового спутника жизни встретила в реабилитационном центре. Администрация города на время предоставила ей служебную квартиру в том же Новосинеглазово.
Теперь женщина спокойна за будущее своей маленькой дочки Стаси. Вернулся к матери и старший 13-летний сын — прежде он жил с бывшим мужем Елены. На средства материнского капитала Гладких купила домик в деревне, в 150 километрах от Челябинска. Говорит, что сейчас в нем поселила своих подопечных — бесприютных мамочек с малютками.
В благотворительной организации в Новосинеглазово корреспонденты встретили всего одну женщину с ребенком. Сегодня ее имя, что называется, у всех на устах. Алла Садык-Заде и ее черноокая красавица Эвелина живут в организации «Ты не одна» с 1 сентября этого года.
Восемь лет назад Алла переехала из Казахстана в Челябинск. Работала продавцом, снимала комнату в коммуналке. В прошлом году родила дочку. Все накопления быстро закончились, и женщина с ребенком осталась на улице.
— Я получала пособие на ребенка — 2800 рублей, а за жилье отдавала три тысячи рублей. На работу не берут. Кому нужна сотрудница с малышом? — рассказывает Алла.
Сейчас к решению проблем этой женщины подключились городские власти — пообещали устроить дочурку в ясли. Мало того, судьбой Аллы проникся уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов. Он обратился к губернатору области с просьбой взять под личный контроль это дело.
Другая жительница благотворительной организации, назвавшаяся Леной, поведала о своей горемычной судьбе:
— Я приехала из Тюмени. У нас была многодетная семья. Видимо, маме приходилось очень тяжело, и она сдала меня в детский дом. Оттуда меня забрала моя тетя. Я прожила у нее до 11 лет. Потом тетя спилась, и меня отправили в интернат.
Из интерната, судя по рассказу девушки, вернулась к родителям, но там оказалась никому не нужна. Она бродяжничала, скиталась по подвалам, воровала в кулинариях, не раз попадала в милицию. История умалчивает о том, как она перебралась в Челябинск. Тем не менее в нашем городе произошла встреча с Еленой Гладких.
— Эта девушка — инвалид. Мне стало по-человечески жаль ее, вот я и решила: пусть живет с нами, — с нежностью старшей сестры смотрит на свою воспитанницу Елена Гладких. — Когда она к нам приехала, то совсем ничего не умела делать. Назначаешь ее дежурной по кухне, а она шепчет: «У меня никогда не получится суп». Я сейчас такие борщи варит — пальчики оближешь.
В организации «Ты не одна», по словам ее руководителя, несчастным женщинам не только помогают обрести теплый дом, но и избавиться от дурных привычек. Во всяком случае на стенде вывешены достаточно строгие правила организации, в частности запрещено хранить и употреблять наркотики, алкоголь, курить сигареты.
— Я мечтала создать общий дом, в котором всем уютно и хорошо, — уверяет Елена Гладких. — Хочется, чтобы женщины, измученные проблемами, одиночеством, почувствовали свою защищенность, расправили плечи и стали сильнее.
Вместо послесловия
Елена Гладких:
— Для большей информированности нам бы хотелось разместить хотя бы один баннер с реквизитами нашей организации в районе вокзала, чтобы женщины, попавшие в беду, не бросались под поезд, а могли бы сразу приехать к нам. Я обращаюсь ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нам в изготовлении и установке такого баннера.