В 2007 году произошло знаменательное событие. Правительством Российской Федерации провозглашена долгосрочная программа демографического развития страны, предусматривающая стимулирование рождаемости, снижение смертности, развитие семьи, модернизацию системы здравоохранения и социального обеспечения граждан. Впервые за весь постсоветский период государственная программа нацелена на население России как таковое.
И, тем не менее, несмотря на всю важность и грандиозность этой программы, следует признать, что она не в состоянии решить весь комплекс социальных и демографических проблем нашего общества – слишком долго шел и слишком далеко зашел процесс социальной деградации. Меры по преодолению демографического кризиса могут привести к тому, что население как совокупность индивидов увеличится, но при этом лишится качества народа, как субъекта истории.
Жизнь народа сама по себе вовсе не гарантирована, нужны непрерывные усилия по ее осмыслению и сохранению. Это особый труд, требующий ума, памяти, навыков и упорства. Как только эта работа перестает выполняться, народ рассыпается. Он жив, пока его части непрерывно трудятся ради его сохранения, берегут и воспроизводят его мировоззрение, тип человеческих отношений, хозяйственный уклад жизни, обычаи и традиции.
На протяжении всего периода социально-экономических реформ много и конкретно говорят о разрушении, красиво и туманно – о созидании, и ничего – о сохранении и восстановлении. Между тем, за это время мы утратили целые отрасли народного, прежде всего сельского хозяйства: из 7 миллионов организованных в колхозы и совхозы сельских тружеников осталось 2,8 млн. И темп сокращения этой общности не снижается (как и темпы сокращения пригодных для возделывания земель, машинотракторного парка и др.). Оставшееся безработным население нечерноземной России спивается, деградирует физически и нравственно, и вымирает.
Печальным следствием этих событий является повальное бегство молодежи из сел и деревень. Переселяются в города наиболее толковые и социально адаптированные юноши и девушки. А остаются умственно и физически отсталые, больные, пассивные и неспособные к самостоятельным поступкам подростки. Таким образом, в сельской местности идет негативная селекция населения.
Значительная часть сельских детей и подростков появилась на свет и проживает в семьях, где один или оба родителя больны алкоголизмом. Нищета, убогость и аморальный образ жизни с раннего детства являются для них нормой. Со временем они невольно начинают воспроизводить и тиражировать образ жизни своих родителей. Социальная среда и дурная наследственность почти неотвратимо превращают их в больных алкоголизмом, подталкивают к противоправной деятельности или делают жертвами противоправной деятельности других людей.
Очевидно, что насаждаемых сверху усилий государства недостаточно для восстановления нормальной жизни в российских селах и деревнях. Восстанавливать надо все – сельскохозяйственные земли, леса, сельскохозяйственное производство, дороги, энергообеспечение, связь, образование, медицину, культуру и заново возрождать моральные и национальные ценности и обычаи. Это возможно лишь при условии встречного движения снизу и инициатив, которые исходят непосредственно от того самого субъекта, на который направлены последние государственные программы.
Международный благотворительный некоммерческий фонд «Русь – мое отечество» является той организацией, которая ставит задачу, объединить усилия местной сельской и столичной интеллигенции, органов местного самоуправления, представителей Русской Православной Церкви и российского бизнеса с целью восстановления социально-экономической жизни сельской глубинки.