В своей деятельности женские благотворительные общества сталкивались со многими проблемами. На примере Московского общества улучшения участи женщин видно, как легко загубить благое начинание. Общество постоянно испытывало недостаток средств. Просьбы об открытии того или иного заведения ходили по чиновничьим инстанциям годами. Но основная проблема женских благотворительных обществ состояла в их собственной неорганизованности. Для преодоления этой беды в декабре 1908 года был созван Первый женский съезд. В ходе обсуждения проблем женской благотворительности назывались следующие недостатки: отсутствие контроля за результатами благотворительной деятельности, неумелое и часто недобросовестное ведение дела, отсутствие общих методов и коллективного опыта благотворительности, расход средств на частные нужды сотрудников, отсутствие у призреваемых интереса к процветанию благотворительных учреждений. В резолюции съезда делегаты записали, что для решения всех проблем необходимо создание Всероссийского совета по благотворительности. Но эта идея так и не была реализована.
С годами женские благотворительные общества теряли своих членов. Это было связано с тем, что нередко члены обществ не ощущали действенной помощи, а отчасти и с тем, что многие женщины не в состоянии были выплачивать членские взносы, колебавшиеся от 3 до 25 рублей в год.
После 1917 г. благотворительность как общественное явление перестало существовать. Власть стремилась всю деятельность по социальной защите населения, помощи и соцобеспечению взвалить на плечи исключительно государства, свернув работу благотворительных организаций. Благотворительность рассматривалась не иначе как «унизительное для трудящихся принятие подачек». «Благотворительность – одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы».*
Осуществление политики социального обеспечения на основе средств лишь госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но при государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами, уповать лишь на государственное призрение и отказываться от благотворительности в угоду идеологическим догмам означало на деле ограничивать возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует отметить, что элементы благотворительности сохранились, приобретя характер обязательной повинности.
Начиная с 50-х годов благотворительность в стране выступала в виде института шефства. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем. Что оно санкционируется государственными и партийными органами.
Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 году, когда организуется Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина (ныне Фонд защиты детей). В его основе – безвозмездная деятельность, не требующая оказания ответных услуг.
Активизация процессов благотворительной деятельности началась в начале 90-х годов. Для этого времени характерны структурные изменения производственных и социальных отношений и связей.
Развитие современной России не возможно без широко развитой благотворительности. Она важна не только для создания в обществе атмосферы социальной солидарности, она также может стать либерально-рыночной альтернативой административным способам придания экономике социального характера, для сегодняшней России необходимого. В годы реформ российская благотворительность возродилась, но ее облик в общественном сознании искажен. Благотворительные мероприятия крупных финансовых и промышленных структур нередко служат рекламным целям. А благотворительная помощь культуре, образованию, здравоохранению, незащищенным социальным группам остается непостоянной, случайной и бессистемной.