В п. 2 ст. 48 ГК РФ выделяется категория юридических лиц, участники (учредители) которых могут иметь обязательственные права в отношении юридического лица. Из организационно-правовых форм благотворительных организаций к числу таких юридических лиц относятся некоммерческие партнерства, члены которых имеют обязательственные права на имущество партнерства. Однако, возможности членов некоммерческого партнерства весьма ограничены. Им предоставлено лишь право на получение при выходе из некоммерческого партнерства либо в случае его ликвидации части (или стоимости) имущества некоммерческого партнерства в пределах стоимости имущества, переданного данными членами в собственность партнерства. При чем в состав (стоимость) имущества, подлежащего передаче членам в случае их выхода из некоммерческого партнерства, не входят членские взносы (п. 3 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Таким образом, права на участие в доходах некоммерческого партнерства (права на часть прибыли) члены партнерства не имеют.
Правовой режим имущества потребительских кооперативов, учреждений, и некоммерческих партнерств представляет собой исключение из общего правила, согласно которому участники (члены) некоммерческих организаций не имеют вещные и обязательственные права в отношении переданного указанным организациям имущества. Имущество принадлежит некоммерческим организациям на праве собственности. Лишь в отношении имущества учреждения установлены особые правила, согласно которым закрепленное за ним имущество учредителя (собственника) находится в оперативном управлении учреждения (ст.ст. 296, 298-300 ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 298 ГК РФ доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, не связанной с использованием имущества учредителя (собственника), поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. В отношении правовой природы принадлежащего учреждению права самостоятельного распоряжения указанными доходами в литературе высказываются различные точки зрения. Некоторые авторы предлагают рассматривать это право в качестве особого вещного права, не предусмотренного ст. 216 ГК РФ5. Ряд правоведов отождествляют упомянутое право с правом хозяйственного ведения6. Однако, данная позиция, на наш взгляд, противоречит ст. 113, 216 и ст. 294 ГК РФ, согласно которым субъектами права хозяйственного ведения являются исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия. К тому же важно иметь ввиду, что в актах специального законодательства можно встретить нормы, согласно которым доходы, полученные учреждением от приносящей доходы деятельности, не связанной с использованием имущества учредителя (собственника), принадлежат учреждению на праве собственности (п. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»; п. 2 ст. 27 Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.7). Впрочем, в литературе отмечается, что «учреждение ни при каких условиях не может стать собственником своего имущества, что противоречило бы существу этой юридической конструкции»8.
Закон не ограничивает право благотворительного учреждения заключать безвозмездные сделки и совершать иные юридические действия, направленные на безвозмездное получение имущества в собственность. Так, учреждение вправе выступать в качестве одаряемого по договору пожертвования, приобретать имущество по завещаниям граждан и т.д. В подобных случаях возникает вопрос о субъекте права собственности на полученное учреждением имущество. Согласно нормам специального законодательства имущество, приобретенное учреждением по безвозмездной сделке и в силу иных юридических действий, направленных на безвозмездный переход права собственности, поступает в собственность учреждения (ст. 35 Федерального Закона «Об общественных объединениях»; п. 7 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»). Однако, в соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения. Таким образом, учреждение, согласно нормам ГК РФ, не может быть собственником своего имущества. В этой связи нормы специального законодательства, предусматривающие принадлежность учреждению имущества на праве собственности, не подлежат применению (ст. 3 ГК РФ).