Сегодня заканчивается курс лечения у группы детей, которым удалось попасть в Трускавец благодаря помощи анонимного жертвователя. Такие события не часто случаются, поэтому заслуживают отдельного внимания. Наш волонтер побывала в клинике профессора Козявкина, пообщалась с персоналом и встретилась с детьми и их родителями.
Здание клиники удивляет своей формой. В нем почти нет острых углов. Видно, что строили не просто, чтоб было красиво, а чтоб было удобно. Везде перила, на каждом этаже по несколько лифтов, чтобы дети с родителями могли без труда подниматься на нужный этаж, ни одного лишнего бордюра или порожка, очень широкие коридоры, где могут легко проехать 2-3 коляски. Контингент особенный — дети с ДЦП и другими поражениями нервной системы, имеющие проблемы в двигательной сфере, значит, условия им нужны особенные и, главное, безопасные. Предусмотрено все — даже занавески и полы сделаны из натуральных материалов, чтобы не нарушать общий экологический баланс с окружающей средой.
Курс лечения длится 12 дней. Каждый день начинается в 8.30-9.00 и заканчивается около 6.00 вечера. Все это время занято интенсивной терапией. Дети (да и родители тоже) очень устают от такой нагрузки и такого темпа, но создатель метода профессор Козявкин и его коллеги считают, что только так можно добиться результатов. В первый день приезда каждый пациент проходит полное обследование и получает индивидуальный план реабилитации. Это такой листок, где записано время, когда он должен быть в том или другом кабинете. Опоздал — значит, получил меньше, задерживать нельзя — на подходе следующий, все очень строго. Зато нет очередей возле кабинетов и расписание не сбивается.
В результате дети получают несколько курсов массажа, ЛФК, светолечения и восковые обертывания. Кажется, немного, но, например, массаж делается нескольких видов: лицевой, чтобы нормализовать тонус лицевых мышц, мануальный, чтобы укрепить позвоночник и исправить его неровности, мышечный, при котором врач находит и работает с «узлами» гипертонуса или, наоборот, миастении (мышечной слабости). Лечебная физкультура тоже подбирается для каждого индивидуально, каждое занятие направлено на решение разных проблем. Ключевые занятия записываются на видео, чтобы врач мог проанализировать и скорректировать программу лечения.
Дело в том, что само ДЦП мы вылечить не можем, это не такое заболевание, когда дал таблетку и ребенок пошел и научился сам есть, говорить и одеваться. — Рассказает заместитель директора по медицинским вопросам Гордиевич Степан Михайлович. — Мы может только помочь справиться с его последствиями. Наши врачи в первую очередь делают упор на восстановление и укрепление позвоночного столба и работы мышечного тонуса. Когда позвоночник неровный, а мышцы сведены спастикой, циркуляция крови нарушается. Первая задача состоит в том, чтобы нормализовать этот процесс, сделать так, чтобы мозг в полной мере питался кислородом. Потом мы приступаем к разработке мышц и укреплению скелета. Так, шаг за шагом, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее, но улучшения наступают.
Встретиться с нашими подопечными труда не составило. Их всех можно было поймать в коридорах центра, когда они направлялись с одной процедуры на другую. А вечером нам удалось собраться всем вместе, обсудить лечение.
На мой вопрос — есть ли улучшения, все ответили утвердительно. У Люды Новиковой начала работать правая ручка. С этим событием связана целая история, которую рассказала Вика, мама Вани Зайцева, который тоже находится сейчас а лечении: «Мы с Ваней били на массаже, вдруг звонок — Ира (мама Люды), а в трубке всхлипывания. Оставляю Ваню на врача бегу к подруге на первый этаж, пока добежала, передумала все самое страшное. Смотрю — сидит, плачет. Рядом довольная Людка улыбается во все лицо. „Рука, — говорит, — задвигалась“. И показывает, а мама — в слезы.»
Калиев Чингиз в первый раз сказал «мама». Это вообще первое слово мальчика. Он делает и другие успехи: увеличился объем движений, но главное, как считает мама, он стал более эмоционально реагировать на окружающий мир. Теперь он любит стоять у окна и наблюдать за всем, что движется или что просто вызывает интерес. Чулпан тоже старается — стала самостоятельно подниматься и ходить, держась за опору.
Андрей Шибанов тоже похвастался: с рождения у него были наросты на шейном отделе позвоночника, из-за которых ему было трудно ровно держать спину, долго сидеть, ходить, делать мелкие движения руками. После интенсивного массажа наросты «ушли». Спина у мальчика выровнялась, походка стала ровнее. Он очень рад, что смог попасть на лечение.
Сегодня все поедут домой. Эффект будет нарастать еще какое-то время, так всегда бывает после лечения у профессора Козявкина. Кроме того родители, наблюдая за упражнениями, смогут выполнять некоторые из них дома сами. На прощанье они попросили меня передать жертвователю «огромное спасибо» за возможность пройти лечение. Каждый такой курс помогает их детям быть чуточку ближе к выздоровлению. Для них это «чуточку» — самая важная вещь на свете.