Согласно ст. 8 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» учредителями благотворительной организации в зависимости от ее формы могут выступать физические и (или) юридические лица. При этом Закон устанавливает дополнительные требования к субъектному составу учредителей благотворительных организаций. Во-первых, учредителями благотворительной организации не могут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Во-вторых, учредителями благотворительных учреждений могут быть исключительно благотворительные организации (ст. 7 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»)
Закон не определяет количество учредителей благотворительной организации, допуская, тем самым, создание ее одним учредителем. Известное исключение представляет собой благотворительное учреждение. По смыслу п. 1 ст. 112 ГК РФ оно создается одним учредителем. Однако, нормы специального законодательства предусматривают возможность создания учреждения несколькими лицами (ст. 11 Закона РФ «Об образовании»; ст. 35 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
К числу учредительных документов благотворительных организаций относятся устав и (или) учредительный договор. Так, например, единственным учредительным документом благотворительного учреждения является устав. Решение учредителя (учредителей) о создании учреждения, хотя и отнесено п.1 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» к числу учредительных документов учреждения, в действительности учредительным документом не является, поскольку ст. 52 ГК РФ не рассматривает данное решение в качестве учредительного документа. Нормы специального законодательства могут предусматривать дополнительные требования к содержанию устава учреждения. Например, устав образовательного учреждения должен содержать сведения о целях образовательного процесса, типах и видах реализуемых образовательных программ (п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об образовании»).
В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Такая возможность прямо предусмотрена, в частности, для образовательных учреждений, что, впрочем, не исключает необходимости наличия у них собственных учредительных документов (п. 5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).
Учредительным документом фонда является устав, содержащий, помимо общих для всех некоммерческих организаций сведений, также сведения с попечительском совете фонда, о судьбе его имущества в случае ликвидации и другие сведения, предусмотренные п. 4 ст. 118 ГК РФ. Порядок изменения устава фонда подчинен особым требованиям, установленным в ст. 119 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 119 ГК РФ устав фонда может вообще не предусматривать возможность его изменения либо лишить такой возможности уполномоченных лиц (органы) фонда. В таком случае устав фонда может быть изменен только в судебном порядке при условии, что его сохранение в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно предвидеть при учреждении фонда. Отсутствие у уполномоченных лиц (органов) фонда права на изменение его устава фиксируется в тексте устава, который, согласно общему для большинства некоммерческих (благотворительных) организаций требованию п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», должен содержать сведения о внесении в него изменений. Устав фонда может предусматривать исключительно судебный порядок его изменения.
В силу ст. 119 ГК РФ правом на обращение в суд с требованием об изменении устава фонда наделены: во-первых, органы фонда; во-вторых, государственные органы, уполномоченные осуществлять надзор за его деятельностью. Например, полномочиями по осуществлению контроля и надзора за деятельностью общественных фондов наделены прокурор, регистрирующий орган, финансовые органы, а также экологические, пожарные и иные органы государственного надзора и контроля (ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Поскольку фонд не имеет членства, учредители не входят в его состав, их непосредственное участие в управлении и деятельности фонда не требуется. Вместе с тем, учредители определяют порядок управления фонда и формирования его органов в уставе фонда, именно они решают вопрос о закреплении в уставе возможности его изменения.
Кроме того, учредители могут войти в состав органов фонда, в том числе в состав попечительского совета, призванного осуществлять контроль за деятельностью фонда. Таким образом, учредители фонда, хотя и не связаны с ним отношениями членства, тем не менее могут оказывать значительное влияние на деятельность фонда.