Самая распространенная ошибка, полагают маркетологи, - переоценка спонсорами метрик целевой аудитории брэнда (дохода, стиля жизни и т. п.) Что, например, может получить обувная компания, действующая в массовом сегменте, выступив спонсором, скажем, показа гламурного российского дизайнера на Неделе моды в Москве? Максимум - о ней узнают модники и новаторы. Но они никогда не будут покупать эту обувь!
Случаев, когда спонсоры явно переоценивали интересы своих клиентов, немало и в мировой практике. Так, намереваясь привлечь молодежную аудиторию, в 1990 году страховая компания Abbey National Building Society поддержала концертный тур Мадонны. Достоверно не известно, удалось ли спонсору понравиться молодым людям, но клиенты в возрасте отреагировали на подобную вольность крайне жестко: в офис страховщика посыпались угрозы о расторжении контрактов.
Другая характерная ошибка - попытка прямого переноса в корпоративный сегмент технологий спонсирования, эффективно использующихся на массовом рынке. По мнению Гамида Костоева, это чуть ли не гарантия низких результатов. Как минимум компаниям, поставляющим товары или услуги для бизнеса, категорически недостаточно в рамках спонсируемой акции демонстрировать один лишь логотип - в том или ином виде аудитории должна быть предложена соответствующая история. Одно дело, когда на бортах стадиона красуются логотипы известных миллионам частных потребителей Canon или Coca-Cola, и совсем другое - товарный знак, ориентирующийся на корпоративный рынок.
Не стоит забывать еще об одном обстоятельстве. Крупные компании и их сотрудники, отвечающие за маркетинговые коммуникации, просто устали от постоянного потока предложений. Каждую неделю мне приходится отбиваться от звонков агрессивных леди, которые предлагают нашей компании выступить спонсором мероприятия , посвященного IP-телефонии или управлению предприятиями, где в спонсорский пакет входит размещение логотипа на программке, в рекламе и на стенах, участие в пресс-конференции и, как венец творения, установка наших флажков на столах в президиуме, - грустно иронизирует Гамид Костоев. - Люди просто не понимают, что от такого спонсорского пакета эффекта не будет никогда. Почему? Да потому что в этом пакете нет главного для нас, представителей сегмента B2B, - доклада, участия в выставке, работы в секциях, нет возможности положить свои материалы в сумку участника. Подобный вариант спонсорской поддержки в действительности напоминает просьбу Бобчинского к Хлестакову из гоголевского Ревизора : Я прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский .
Нередко отрицательный эффект - прямой результат негативного имиджа спонсируемого мероприятия. Так, в итоге совместного исследования, проведенного компанией Комкон с Союзом потребителей соков и напитков, выяснилось: вкус сока Моя семья (компания Нидан-Фудс выступала спонсором одноименной передачи на ТВ) при слепом тестировании, то есть без указания брэнда, респонденты оценивали куда выше, чем после раскрытия торговой марки. 36% респондентов назвали сок вкусным в первом случае и только 24% - во втором. Причина, на взгляд исследователей, была проста: аудитория считала телепередачу Моя семья пошлой, насквозь фальшивой и примитивной.
Наконец, Юлия Агеева, маркетолог LMH Consulting, говорит еще об одной распространенной ошибке - плохо продуманной системе сопровождения проекта. Так, список приглашенных СМИ часто оказывается неполным или попросту не соответствует ни сущности брэнда, ни его целевой аудитории. Возникает риск, что мероприятие превратится в небольшой междусобойчик, даже если само по себе оно будет соответствовать позиционированию, - утверждает Юлия Агеева. - В итоге никто о нем просто не узнает .