Еще недавно российские компании с легкостью спонсировали все подряд - от богемных выставок и деловых конференций до товарищеских матчей по футболу. Действовали в основном по наитию, а главным аргументом, как правило, оказывались личные пристрастия руководителей. Сегодня многое изменилось, однако специалисты утверждают: лишь в редких случаях спонсорам удается получить отдачу от вложений.
Впервые слово спонсор публично прозвучало на наших просторах в 1988 году, в телепередаче КВН . Зрители недоумевали, с какой, собственно, стати Александр Масляков скучно перечисляет в эфире названия загадочных организаций. Однако старт был дан, и вскоре уже все знали: спонсор - богатый и солидный субъект, финансирующий разные проекты и получающий от организаторов в обмен на это возможность рекламировать себя - развешивать по стенам флаги с логотипами, раздавать проспекты и произносить пафосные вступительные речи.
- Первыми объектами спонсирования стали проекты зрелищные и глубоко затрагивающие эмоциональную сферу человека - прежде всего спортивные состязания и музыкальные мероприятия (фестивали, концерты), - говорит PR-менеджер консалтинг-центра Шаг Инна Шкиперова. Довольно быстро обрели популярность такие формы спонсорского участия, как благотворительность и меценатство. Поначалу публика принимала финансовую поддержку умирающей культуры и науки за чистую монету. Как, впрочем, и показную заботу о сиротах и инвалидах. Однако увешанные золотыми цепями люди слишком фальшиво скалились в телекамеры, изображая искреннюю любовь к обделенным, так что вскоре недоверчивые народные массы разглядели в этом демонстративном гуманизме двойное дно.
Как форма управления репутацией благотворительность вкупе с меценатством в России быстро потеряли какую бы то ни было привлекательность, однако в течение долгого времени оставались одной из узаконенных форм социального взяточничества. Проще говоря, копеечные акции позволяли рассчитывать на налоговые льготы. Так или иначе, когда в январе 2002 года налоговые льготы для благотворителей были отменены, никто, кажется, не расстроился. Выбор схем оптимизации обязательных платежей в бюджет был огромен. Что же до общественного резонанса даже квалифицированно поданных прикормленными СМИ отчетов о пионерских подвигах новых русских капиталистов, то его давно уже не усматривалось. Налог на прибыль можно было снизить при помощи десятков других инструментов. Спонсорство стало возвращаться в рыночное русло.
Затем, в сентябре 2004-го, законодатели ущемили и само спонсорство. В частности, пивоваренным компаниям-спонсорам в ходе спортивных мероприятий запрещалось оглашать свои брэнды (спонсорами могли быть физические и юридические лица, но не продукция как таковая). Одновременно депутаты запретили использовать в рамках спонсорской активности и названия компаний, если те совпадали с потребительскими брэндами. Первой жертвой поправок, как известно, стала Балтика , отказавшаяся от своего многолетнего спонсорства европейского хоккейного тура в России.
Такие ограничения спонсорства заставляли искать новые, более эффективные решения. Прямолинейные и примитивные движения начали обретать определенную грацию. Появился и более сложный формат, увязанный с понятием территории марки: все чаще носителями торговых марок спонсора оказывались знаменитости, которых аудитория со временем начинала отождествлять с брэндами. Но главное, спонсорство стало сфокусированным.
- Территорией марки могут быть спорт, охота, музыка, гламур, - говорит Гамид Костоев, директор по маркетингу в России и странах СНГ компании Avaya. - Это имиджевое закрепление за маркой образа жизни или некоторых примет (например, если известный спортсмен носит определенную марку одежды). Но главное, спонсирование всегда работает гораздо лучше, когда у компании есть решимость и ресурсы.
Спонсорский рынок активен, однако не менее очевиден и скепсис по отношению к подобной форме трансляции маркетинговых посылов. Сегодня мало кто назовет спонсирование альтернативой рекламе. Оценить фактическую отдачу от него очень не просто.
- На растущем рынке, в отличие от стационарного, спонсорство неэффективно. Мой личный опыт - тому доказательство. Несколько лет назад я занимался пейджингом - в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, наверное, еще помнят такого оператора, как Экском . Так вот, был у меня конкурент, который просто не сходил с экрана ТВ, - в неделю на спонсорство он тратил до 300–500 GRP1, - вспоминает один из участников форума RwR.ru - Реклама в России. - Подчеркиваю, что это не эпизод, это продолжалось годами. Но в сухом остатке, используя исключительно средства традиционной рекламы, я обогнал его по бизнесу в десять раз.
Есть и более известные примеры. Так, в связи с празднованием 300-летия Санкт-Петербурга были привлечены значительные спонсорские средства, но куда и на что пошла большая их часть, а главное, какую пользу вся эта активность принесла самим спонсорам (если оставить за кадром вопрос мирного сосуществования с городскими властями) - неизвестно. Так, самый многообещающий проект праздника - лазерное шоу Хиро Ямагато - был отменен. Получается, спонсоры выбросили свои деньги на ветер.
Впрочем, бессмысленно винить тех, кто организует мероприятия при спонсорской поддержке: во всем виноваты сами спонсоры.